Умейте слушать своего ребенка

03. 02. 2015
Умейте слушать своего ребенка

Навыки по внимательному слушанию

Внимательное слушание включает в себя много навыков и способностей. Это умение показать ребенку, что вы внимательно его слушаете, заботитесь о нем и желаете говорить с ним. Поэтому эти навыки иногда называют сопутствующими или умением проявлять заботу.

Примеры этих навыков:

- определение чувств;

- перефразирование;

- смотреть в глаза;

- полное внимание;

- похвала;

- ответная реакция;

- хранение молчания.

Как определять чувства

Один из наиболее важных навыков – это умение определять чувства. Детям часто бывает трудно выразить свои чувства. Им можно помочь, попытавшись выразить их чувства словами. Этот прием известен как «определение чувств».

Этот прием способствует достижению, по крайней мере, трёх основных задач в воспитании детей. Во-первых, он помогает вам, как родителям, поставить себя на место ребенка. Чтобы точно передать чувства, вам необходимо посмотреть на ситуацию, с точки зрения ребенка. Для большинства из нас детство осталось в далеком прошлом, поэтому нужны усилия и практика для того, чтобы снова научиться понимать детские чувства.

Во-вторых, этот приём устанавливает связь между вами и вашим ребенком. Это показывает ребенку, что вы стараетесь понять его чувства и говорить ему о том, что его чувства важны для вас. Когда дети видят это, они охотнее делятся с вами своими мыслями и чувствами.

Наконец, приём определения чувств помогает вашему ребенку научиться правильно и эффективно выражать свои чувства. Часто дети не знают, как выразить чувства словами или же у них просто не хватает словарного запаса для этого. Результатом этого может быть выражение эмоции действиями: ребенок начинает капризничать, проявлять раздражение или наоборот – может неожиданно вас обнять. В любом случае, чувства, скрытые за этими действиями, могут остаться неясными. Помогая ребенку передать чувства, вы демонстрируете хорошие навыки общения.

Определение чувств с помощью вопросов

Задавать вопросы – эффективная стратегия, помогающая понять чувства ребенка. Она помогает точно определить, что чувствует ребенок. Например, «Ты расстроился из-за того, что потерял свою любимую шапочку?». Задавая вопрос, вы предоставляете ребенку возможность выразить согласие или не согласие. В случае несогласия, можно задать другой вопрос или просто спросить, что чувствует ребенок. Если ребенок соглашается – вы смогли понять его и определить его чувства.

ПРАКТИКА: Вопросы для определения чувств

В каждой из двух ситуаций подумайте, что может чувствовать ребенок и запишите вопрос к нему. В этом вопросе должно заключаться понимание ситуации и он должен быть поставлен таким образом, чтобы ребенок мог выразить своё согласие или несогласие.

Ситуация 1: Ребенок плачет и говорит вам, что учитель сказал ему переделать домашнее задание ______________________________________________________________

Ситуация 2: Дочь с радостью входит в комнату, улыбается, смеется, рассказывая, как только что она впервые прокатилась на велосипеде ______________________________________________________________

Написали ли вы что-то вроде:

Ситуация 1: «Ты расстроился из-за того, что нужно переделывать домашнее задание?».

Ситуация 2: «О, кажется, ты так взволнована и счастлива! Я прав?».

Иногда трудно определить чувства, переживаемые ребенком, однако, стараясь делать это, мы также помогаем ему делать то же самому. Давайте рассмотрим некоторые ситуации и попытаемся определить возможные чувства, переживаемые ребенком.

1.Андрей, 10 лет, вбегает на кухню и кричит, что создал футбольную команду. Возможные чувства:________________________________

2.Лена, 12 лет, пристально смотрит в книгу, лежащую у нее на коленях и плачет. Возможные чувства:________________________________

3.Петр, 16 лет, жалуется, что не может купить любимые песни потому, что у него не хватает денег. Возможные чувства:__________________

4.Сергей, 14 лет, не хочет обедать. Он просто ковыряет вилкой в тарелке. Возможные чувства:__________________

5.Сара, 10 лет, пришла домой после того, как проводила свою лучшую подругу в летний лагерь. Она опустила голову и, кажется, плачет. Возможные чувства:__________________

Предположили ли вы какие-либо из этих чувств?

1.Андрей: счастлив, доволен, возбужден.

2.Лена: расстроена, опечалена, удручена.

3.Пётр: неудовлетворен, возмущен, смущен.

4.Сергей: обеспокоен, скучает, устал.

5.Сара: чувствует себя одиноко, обижена, удручена.

Важно понять, что не существует правильных или неправильных ответов. Определить чувства ребенка, установить общение с ним, понять его и показать ему свою заботу – это процесс.

 

Назад к списку