Школьные проблемы

08. 11. 2011

Эксклюзивное интервью: Назгуль Турдубекова, директор Лиги защитников прав ребенка

Снова в центре внимания милиции школы. В Бишкеке прошел круглый стол на тему рэкета в образовательных учреждениях. Хотя по информации правоохранительных органов, по сравнению с прошлыми годами фиксируется меньше обращений школьников по этому поводу, данные правозащитных организаций говорят об обратном.

Н.Т.: Рэкет в школах присутствовал давно. Масштабы просто были небольшие. А на фоне всех социально-экономических перемен, когда в стране была политическая нестабильность, эта проблема увеличилась. Конечно, это уже национальная, государственная проблема, когда очень много детей остались без присмотра родителей. Родители уехали на заработки или целыми днями работают, ребенок сам себе предоставлен. И когда ребенок выходит со школы, родители не знают, чем он занимается. И такая солидарная родительская безответственность привела к тому, что их дети выросли вне ценностей, которые раньше окружали самих родителей. Это, в первую очередь, права ребенка. На сегодня подростковое сообщество из-за того, что в школах не преподаются права ребенка, у них нет понимания, что собственность ребенка – это неприкосновенность. Права каждого ребенка должны быть уважаемы и неприкосновенны. То есть отсутствие этих ценностей и навыков уважения друг к другу привели к тому, что у нас расцвет рэкета.

Мы сейчас работаем с регионами. Рэкет продолжается. В Бишкеке за счет того, что много уполномоченных органов, где-то в каких-то школах за счет директоров проявлений рэкета меньше, но в целом сказать, что проблема на системном уровне отошла назад, нельзя. Поэтому проблема есть. Дело в том, что рэкет работает ежедневно на системном уровне, а ведь государственные механизмы не работают ежедневно. Нет последовательности действий. То есть необходимы последовательные, ежедневные на системном уровне меры, которые работали бы в первую очередь на предотвращение рэкета и уже непосредственно с выявленными фактами рэкета.

Поэтому на сегодня необходимо государству, уполномоченным органам, сектору безопасности осознать, что за безопасность каждого ребенка в Кыргызстане ответственность несет государство. Соответственно, все школы, все уполномоченные органы должны быть оснащены инструментами, которые помогали бы работать на предотвращение, на профилактику. И самое главное в борьбе с рэкетом - надо постараться, чтобы не были нарушены права ребенка. Зачастую мы, работая с одной проблемой, взращиваем другую проблему. Поэтому здесь большое внимание должно быть уделено именно изменению сознания ребенка об уважении человеческого достоинства, соблюдении права на неприкосновенность. Вот эти несколько ценностей и демонстрация, что эти ценности должны работать, думаю, будут основными инструментами для того, чтобы искоренить рэкет в школах.

И конкретные шаги какие? Система выявления. Каждая школа должна поставить работу на систему выявления. То есть должны работать такие механизмы, когда ребенок будет знать, что если он обратится, то его жалоба будет конфиденциальна, он будет защищен от этого насильника, а школа будет защищать права каждого ребенка. А во многих случаях что получается? Да, если даже ребенок признается в том, что есть, скажем, насилие, то в ответ он не будет защищен. То есть он знает, что его выдадут, всем расскажут, все будут знать, насильник повторит еще раз насилие. А администрация школы может забыть его защитить или посчитает, что ребенок слишком много жалуется. Что ничего с ним не случится.

То есть вся школа должна встать за каждого ребенка. Случилось, скажем, насилие – должна встать горой за каждого ребенка и бороться за него до победного конца, пока ребенок в полной мере не будет защищен. И тогда, я думаю, что конкретный пример один за другим (конкретный пример конкретных действий), конечно, подействует. Ребенок, который совершает насилие, никогда уже не пойдет на повтор. Поэтому я говорю, что повторяющиеся многократные случаи рэкета будут именно в той среде, где это дозволяется. И где не работают над ценностями. Где идет дискредитация таких ценностей, как права ребенка.

http://www.stan.kg/news/22414/ 

Назад к списку