Школа: плачем, но платим

20. 02. 2012

«В столице возникло противостояние между гражданским обществом и школами», - таким заявлением 15 февраля и.о. председатель Бишкекского городского кенеша Валентина Лисниченко открыла общественные слушания по вопросу родительских взносов.

Это не стало новостью, спикер столичного парламента озвучила очевидное. Скандал вокруг Центра реабилитации беспризорных детей и проведенный по этому поводу круглый стол с говорящим названием «Пути искоренения коррупции в деятельности начальника управления образования мэрии Бишкека Айнагуль Ниязовой в целях защиты прав и интересов детей» обнажили копившееся последние два года недовольство. Чтобы как-то снять напряжение, депутаты БГК и муниципалитет решили дать возможность родителям, неправительственным организациям и школам, образно говоря, выпустить пар. Но сделать это конструктивно, выработав конкретные предложения. Что же из этого вышло?

Урок сложения

Сколько денег необходимо на работу школы? А сколько их нужно, чтобы она еще и развивалась? Именно с ответов на эти вопросы организаторы решили начать обсуждение. Депутат горкенеша Эмиль Сыдыков в качестве примера привел бюджет 2011-го по разделу образования. Оказалось, что общая профинансированная сумма в прошлом году составила 1 миллиард 900 миллионов 149 тысяч сомов. Из этих средств наибольшие расходы пошли на выплату зарплаты - 60 процентов, организацию питания детей - около 11 процентов, приобретение мебели - 2 миллиона 763 тысячи, компьютеров - 1 миллион 426 тысяч сомов, учебных пособий и книг - 1 миллион 245 тысяч.

«Что нужно для того, чтобы школа нормально функционировала? На оборудование одного класса требуется 20 комплектов парт. Один стоит около 4,8 тысячи сомов. В классе должно быть, как минимум, пять шкафов. Стоимость одного - около 15 тысяч сомов. Доска еще 2 тысячи сомов, учительский стол - около 4 тысяч сомов. Итого: чтобы оборудовать класс, необходимо 177 тысяч сомов. В городе 93 школы. В каждой по 20-35 кабинетов. Чтобы купить компьютер, нужно около 18 тысяч сомов. В школе один кабинет должен быть оснащен, по крайней мере, двумя десятками компьютеров. В идеале таких классов должно быть больше. Комплектование учебниками составляет 65-70 процентов. Один в среднем стоит 100-150 сомов. В классе 35 человек. В каждой параллели - по 3-4 класса. В общеобразовательной школе около 14 предметов. Следовательно, нужно 294 тысячи сомов», - пояснил народный избранник.

Урок вычитания

Директор СШ №37 Ольга Алаева представила расчеты годовой потребности типовой школы на 50 классов, в которой учатся полторы тысячи учащихся. По статье хознужды, что включает закупку оконного стекла, тряпок, лампочек, порошка и чистящих средств, веников, мыла, хлорки и извести, нужно 238,5 тысячи сомов.

Еще на одну статью, без которой не может функционировать школа, - «канцелярские товары и расходные материалы для оргтехники» - необходимо 97 тысяч 450 сомов в год. «Помимо этого нужны средства для организации горячего питания учащихся 1-4 классов (около 199 тысяч сомов), на покупку инвентаря для спортивного зала (54 тысячи 275 сомов), для проведения лабораторных работ в кабинетах физики, химии, биологии (12 тысяч сомов), для приобретения медикаментов (30 тысяч сомов). Раз в год необходимо заправлять не менее 50 огнетушителей. Это еще 28,5 тысячи сомов. Подписка на периодические издания в среднем составляет 80 тысяч сомов. Расходы на оплату телефонной связи и Интернета - 30 тысяч сомов. Нужно оставить деньги и на аварийный ремонт - 600-700 тысяч сомов», - сказала Ольга Алаева.

Кроме того, на ремонт оборудования, заправку картриджей в год требуется 70 тысяч, на прочие расходы (поощрение детей, поддержка малоимущих) - 100 тысяч, на службу безопасности - 450 тысяч. Еще есть транспортные расходы, архивирование документов и проведение косметического ремонта.

Итого средняя потребность школы на год составляет 2 миллиона 204 тысячи 725 сомов. То есть на одного учащегося в год - 1 тысяча 470 сомов, или 147 сомов в месяц. Этих средств, напомним, хватает лишь на поддержание работы.

А вот чтобы школа еще и развивалась, по подсчетам учебно-воспитательного комплекса №23, только на модернизацию одного класса требуется полмиллиона сомов. В эту сумму входит приобретение мебели, интерактивной доски, компьютера, проектора, учебников, наглядных пособий, раздаточных материалов, реактивов, приборов, а также проведение капитального ремонта. На деле же, в школах не то, что техники нет, демонстрационный материал и тот 20-летней давности, жалуются учителя.

От желаемого к насущному

«Мы показали примерные расходы, - сказала Валентина Лисниченко. - Если горожане решат, что нужно закрыть фонды, хорошо, давайте закроем. Но как будем жить и развиваться дальше? Прозрачность распределения средств общественных объединений - в руках родителей. Дело школы - учить, а дело родителей - помочь осуществлять этот процесс и четко контролировать расходы. Думаю, что сегодня нужно озадачиться вопросом проведения бюджетных слушаний во всех школах. Только родители могут дать оценку того, правильно ли расходуются деньги».

«В каждом объединении должна быть ревизионная комиссия, которая имеет право проверить всю финансовую деятельность, - продолжила спикер БГК. - Шесть лет назад горкенеш принял постановление, согласно которому финансовые потоки должны проходить только через банк. Каждое общественное объединение имеет свой расчетный счет, если это не так, обращайтесь в нашу приемную. Если будет необходимость, мы поможем с проверкой».

Правозащитник Динара Ошурахунова рекомендовала создать рабочую группу, включив в нее родителей, народных избранников, сотрудников Минобразования, чтобы те провели аудит любой школы. Валентина Лисниченко добавила, что для этого следует дополнительно организовать наблюдательный совет и наделить его соответствующими полномочиями.

Начальник отдела по борьбе с экономическими и должностными преступлениями управления Государственной службы финансовой полиции по городу Бишкеку Руслан Умаров рассказал, что незаконные поборы в школах продолжаются, но уже в скрытой форме. «Родители платят не по 200-300, а по 500-800 сомов. Чтобы решить эту проблему надо определиться с размером взноса, к примеру, в 100 сомов. Заплатил за год тысячу сомов, и не надо снова и снова сдавать то на ремонт, то на подарки», - отметил он.

А как же закон?

Активист Общественного фонда «Лига защитников прав ребенка» Айзат Кокулова напомнила, что, согласно Конституции, гражданам гарантируется бесплатное и доступное образование. «Я была в одной из комиссий, проверяющих школу. Выяснилось, что за год с родителей собрали 900 тысяч сомов. Из них 200 тысяч сомов израсходовали по целевому назначению, на что предоставили квитанции, остальное списали на чаепитие, встречу каких-то комиссий. Мы предлагаем на слушаниях по республиканскому бюджету представить ваши расчеты, и раз уж у нас образование бесплатное, пусть государство предоставит необходимые средства», - сказала она.

Депутат БГК Толкунбек Исаков парировал. «Обеспечить в стране образование - это государственная функция. Когда республика передает ее городу, то соответствующего финансирования не поступает. При разработке закона «О статусе столицы» мы добиваемся, чтобы любая функция, которая спускается муниципалитету, должна иметь финансовое обеспечение. Тогда будет и спрос. В нашем случае город сам оплачивает госфункции. Не нужно забывать, что школа - это одно, а общественное объединение - другое. Последнее создано по инициативе родителей. В первую очередь нужно их винить за беспорядок в этой сфере. Я думаю, никто из правозащитников не позволит, чтобы кто-то пришел со стороны и командовал их организацией. Фонды должны быть подконтрольны только родителям, чтобы администрация не имела к этому никакого отношения. Родителям нужно бороться с карманными фондами», - пояснил народный избранник.

Верить и ждать

Депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко подчеркнула, что закрытие фондов приведет к росту теневых сборов. «Должен быть прозрачный механизм контроля. Он был разработан Дастаном Бекешевым и мной при внесении изменений в закон об образовании. В частности, речь идет о попечительском совете, который обязательно должен быть во всех государственных учебных заведениях, в том числе и высших. В него не может входить администрация, но должны быть включены родители, НПО, бизнес-сектор, сами учащиеся. Четко прописана и его функция - проведение ежегодных публичных слушаний по внебюджетным поступлениям», - сказала она.

«Мы будем ставить вопрос об увеличении финансирования. Но мы говорим о реформе, о переформатировании расходов на высшее образование. То есть перевести вузы на самофинансирование, а высвободившиеся средства перенаправить. Принят поэтапный переход на подушевое финансирование. Произведен подсчет потребностей школ разных регионов. После постановления правительства школы будут переходить на такую модель. Мало увеличить расходы, надо, чтобы школа могла предоставить отчет. Минобразования уже проводит работу по обучению персонала школ», - добавила Наталья Никитенко.

«У многих школ в уставе нет даже упоминания или положения о попечительском совете. Минобразования разрабатывает эти документы. В 2012 году перед летними каникулами будут проведены бюджетные слушания в ряде школ. Это важный шаг, который позволит снять напряженность в школах, которая приводит к разрушению системы образования. В ближайшее время мы увидим изменения», - заключила депутат.

Главное, чтобы не произошло, как в известной пословице: быстро сказка сказывается, да долго дело делается.

Ирина ПАВЛОВА, ИА «24.kg».

URL: http://www.24kg.org/community/121632-v-ak-talinskom-rajone-kyrgyzstana-shkolniki.html 

Назад к списку