«Шариат не разрешает». В КР возникла новая причина отказа от школы

01. 11. 2018
«Шариат не разрешает». В КР возникла новая причина отказа от школы

В Бишкеке обсудили ситуацию с реализацией права на образование кыргызстанцев школьного возраста. Булан институт поднял вопрос о рассмотрении ответственности родителей, которые из-за своих религиозных взглядов не пускают детей в школу и держат их дома. Министерство образования и науки сообщило, что в 2017 году было выявлено более 2000 детей, которые не посещали школу. Сейчас выясняются причины этого. В конференции приняли участие представители государственных структур, учителя и религиозные деятели.

В последние годы в Кыргызстане стало выявляться все больше случаев, когда последователи движения «Йакын инкар» отказываются обучать своих детей в школе, мотивируя тем, что программа образовательного учреждения не соответствует шариату. Более того, говорилось о том, что они стали выдвигать свои требования в адрес представителей власти. В их числе жительница села Ананьево Иссык-Кульской области Бактыгуль Абдрахманова, которая из-за своих религиозных взглядов не разрешает двум своим дочерям посещать школу:

- Я хотела, чтобы все было хорошо. Но я не могу выступить против законов Аллаха по поводу посещения школы моими детьми. Я хотела бы их отправить в школу, но, смотрите - Конституция и шариат не соответствуют друг другу.

Хорошо, мы согласны жить по Конституции. Я не против. У меня и права нет выражать свое мнение. Но потом ведь будет спрос перед Аллахом. Он у меня спросит, почему ты жила не по моему указанию? Почему ты испугалась людей? Спросит о моих детях, но как я ему отвечу за детей, если я за себя не могу ответить?

Ранее, со ссылкой на данные правоохранительных органов, говорилось о том, что восемь детей школьного возраста из четырех семей сел Ананьево, Садыр аке, Темир и Бостери Иссык-Кульского района не посещают школу. Представители местных властей сначала пытались проводить разъяснительные работы с такими семьями, но когда это не дало результата, на родителей был наложен штраф, а некоторые из них даже были привлечены к уголовной ответственности.

Руководитель Булан института Чолпон Орозобекова отметила, что если раньше причинами непосещения детьми школы являлись бедность и безработица родителей, то теперь появились новые угрозы:

- Этих детей не отпускают в школу и держат дома родители - из-за своих религиозных взглядов . Например, раньше в одном селе таких семей было одна-две, но постепенно их число стало увеличиваться.

Поэтому мы решили провести эту конференцию, чтобы обратить внимание общественности на проблему. Сюда пришли представители Министерства образования и науки КР, религиозные деятели, педагоги. Мы решили вот так, лицом к лицу, обсудить и найти ответ на вопрос «Что делать?». Например, в Иссык-Кульском районе были осуждены главы трех семейств. И возникает большой вопрос – после этого проблема будет решена или нет?

Чолпон Орозобекова говорит, что подобные ситуации возникают из-за правовой неграмотности отдельных граждан страны. А потому, говорит она, родители должны знать о своих правах и обязанностях, прописанных в законодательстве. По ее словам, по этой теме необходимо проводить разъяснительные работы.

Один из бывших муфтиев Духовного управления мусульман Кыргызстана Чубак Жалилов напомнил, что ислам не запрещает получать образование, и привел доводы в пользу этого:

- В одном из хадисов пророка сказано, что «каждый мусульманин обязан получать образование». Если человек родился мусульманином, то независимо от того, кто он – мужчина, женщина или гермафродит – но он обязан получить образование. А в одном из аятов Корана сказано, что «изо всех сил подготовьтесь для того, чтобы сохранить потомкам отечество, духовность, честь и все то достояние, что добывалось веками». То есть, религиозное учение никогда и ни в какой форме не запрещает получение образования. Наоборот, обучение чему-либо считается обязательным, священным и полезным делом.

Доктор педагогических наук Жанкороз Каниметов обратил внимание на то, что последствия действий некоторых родителей, которые из-за своих религиозных воззрений не признают школьную программу и не разрешают своим детям учиться, могут быть опасными в целом для всей страны, а потому общество должно серьезно отнестись к этому вопросу:

- Муфтият должен стараться сохранить классический ислам. А местные власти должны знать, какие дети и из каких семей не посещают школу и почему. Только тогда мы добьемся результатов. Образование на сегодня стало ценностью №1. Трудно представить, каким может быть будущее необразованной нации. Только образованный человек может обеспечить свое будущее. И только страна с образованными гражданами может обеспечить себе развитие.

По информации представителя Министерства образования и науки КР Гульшан Абдылдаевой, в период 2017-2018 учебного года, как оказалось, 2117 детей ни разу не посетили школу:

- Сейчас ведется большая работа совместно с местными властями по выявлению того, как так получилось, что они оказались незарегистрированными в образовательном учреждении. Например, если около 300 из этих 2117 детей имеют особенности здоровья, то есть 866 детей, как оказалось, получают образование в религиозных организациях – медресе, мечетях и церквях.

По словам Гульшан Абдылдаевой, почти одна тысяча детей, которые сейчас получают религиозное образование, по окончании своего обучения не смогут получить аттестат о среднем образовании

Представитель Духовного управления мусульман Кыргызстана Куштарбек Маматов сообщил, что в религиозные образовательные учреждения, которые относятся к ним, учащиеся принимаются на основании свидетельства об обучении 9 классов общеобразовательной школы. При этом учащиеся медресе, по его словам, хотели бы обучаться и по школьной программе, однако для этого сейчас, к сожалению, нет условий. Что же касается ситуации в Иссык-Кульской области с последователями религиозного течения «Йакын инкар», то это, говорит он, противоречит традиционному исламу.

Булан институту ранее уже проводил исследования по поводу образовательного процесса в медресе, социального положения учителей, а также условий в общеобразовательных школах с последующим обсуждением этих итогов.

Назад к списку