Права ребенка в школах Кыргызстана: Как защититься от учителя?

16. 04. 2009

Чуть ли не каждый день в теленовостях мелькают сюжеты о конфликтах в школах за рубежом. В США стреляют, в России бьют и убивают. Для их школьников снять на мобильный потасовку в классе, или драку с учителем - уже привычка. Вот и до нас докатилось. Учащиеся СШ № 5 города Майлуу-Суу сняли на мобильник, как учительница бьет их одноклассника.

Напомню суть инцидента. Учитель истории Жазгуль Исмаилова увидела на школьной парте надпись «… + … = любовь». Спросила, кто это сделал и, не услышав ответа, обвинила ту, чье имя и было написано на парте. После этого один из учеников Бегалы Доолоталиев сказал, что эта девочка не имеет к надписи никакого отношения. Дальнейшие события можно проследить по видеозаписи.

Насилие как норма жизни

– Случаи насилия в школе не единичны, - уверена директор правозащитного фонда «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова. - На детей орут, выгоняют из класса, унижают прилюдно, не пускают в школу из-за отсутствия формы. Могу привести пример массового нарушения прав детей. В прошлом году к нам начали поступать заявления от родителей учеников Лебединовской ШГ №2. Когда мы приехали туда для прояснения ситуации, то просто ахнули. Выяснилось, что за три года количество учеников этой школы сократилось почти вдвое. Я сама видела, что в классах сидит по 7 человек, а где остальные?

Мы начали проверять классные журналы, обзванивать родителей отсутствующих учеников. И понеслось: нас отчислили – один, второй, третий. За что? - За плохие слова, за отсутствие формы. Одного мальчика выгнали только за то, что он забыл дома дневник и отказался за ним идти, когда учительница отправила его домой. Ребенок уже третий год сидит дома, а ведь был одним из лучших учеников класса!

Долгое время родители отчисленных учеников боялись куда-либо обращаться. Но потом активистам Лиги защитников прав детей все же удалось собрать подписи и организовать коллективную жалобу. Жалоба обошла все возможные инстанции, но кроме обещания "разобраться", ничего так и не было сделано.

- Теперь этот вопиющий случай в Майлуу-Суу, - продолжает Назгуль. - Это не случайное событие, а показатель того, насколько неэффективно работает система защиты прав ребенка в школах республики, показатель того, что система не умеет работать по-другому! И нет никакой разницы – районная ли это школа, или престижная гимназия. На моего сына учительница тоже поднимала руку.

Скандал в майлуусууйской школе получил широкую огласку далеко не сразу. Лишь спустя три недели школьники отважились продемонстрировать запись правозащитникам из ОПЗО «Справедливость», которая работает в Джалал-Абаде. До этого момента администрация школы всеми силами старалась утаить от общественности факт рукоприкладства. После того, как видео выложили в Интернет, разгорелся настоящий скандал. Учительница и директор школы были освобождены от работы. Возбуждено уголовное дело.

Почему бьют детей?

Пока Генеральная прокуратура и Минобразования расследуют инцидент с видеозаписью, «Лига защитников прав ребенка» совместно с Департаментом по защите прав детей попытались разобраться в причинах конфликтов между учащимися и педагогами. На семинаре «Права ребенка в школе и механизмы их защиты», в котором участвовали 120 учителей и столько же учеников, дети и взрослые постарались ответить на вопрос – почему насилие в школах стало нормой? Здесь же обсудили и случай в майлуусуйской школе. Почему 32-летняя перспективная учительница истории Жазгуль Исмаилова, которая по характеристике коллег, «всегда была на хорошем счету и не имела прежде никаких взысканий», вдруг полезла с кулаками на девятиклассника?

Учителя открыто возмущались тем, что дети сделали такую "пакость" - записали конфликт на мобильник. Однако, непедагогичность методов конечно признали, как признали существование и фактов физического, морального и материального давления в отношении детей. Даже изобразили в схематичной форме, из-за чего они делят детей на любимчиков и изгоев. Основанием для этого может стать неуспеваемость, языковой барьер, религиозные взгляды, финансовая несостоятельность семьи, национальность, особенности характера и поведения ребенка и много еще чего. Дети, участвовавшие в семинаре, с этим полностью согласились.

По сути каждая из перечисленных причин может стать основой для серьезного конфликта между учителем и учеником. И задача сегодняшнего учителя не только в том, чтобы научить, но и в том, как при любых провокациях, «доставаниях» и просто внешних раздражениях остаться Человеком и Учителем.

Почему учителя позволяют себе такие неприемлемые "методы воспитания"?

- Зачастую потому, что знают о своей безнаказанности, – поделилась одна из участниц семинара. – Учителя не уволят только за то, что он унизил ребенка. Сегодня в школе каждый кадр на вес золота, и разбрасываться ими никто не будет, особенно если причина – всего-навсего "детская обида".

- Другая причина – попранный авторитет учителя, - продолжает другая участница, - раньше авторитет учителя был непререкаем, а сейчас? Стандартная ситуация в семье: ребенок приходит из школы и понеслось: «наша математичка дура, историчка такая, та сякая…», и родители не отстают от детей в высказываниях подобного типа. Вот и получается, что теперь для ребенка учитель – никто.

- А я считаю, что многие современные дети абсолютно не заинтересованы в учебе, - поддерживает беседу другая преподавательница. – Мне один ученик заявил, что ему учиться не надо, родители и так вступительные экзамены в ВУЗе «разведут». Дети из бедных семей наоборот уверены, что знания им все равно не пригодятся, потому что родители не в состоянии оплатить дальнейшую учебу.

С тем, что в школах очень туго со знанием прав детей как самими детьми, так и учителями согласились все педагоги и ученики, присутствовавшие на семинаре. Многие готовы искоренять правовую темноту в своих школах, но здесь встает масса организационных трудностей – нет свободных часов в расписании, нет учителей по этому предмету, нет пособий, нет навыков преподавания, в общем, кроме энтузиазма отдельных преподавателей нет ничего.

В каждой школе, в каждом предмете

Предмет о правах ребенка должен быть в каждой школе, а права ребенка должны быть в каждом предмете. Такой нетрадиционный подход разработали и успешно применяют в СШ №33 города Бишкек.

- Конечно, для того чтобы вести в школах отдельным предметом права ребенка нужно преодолеть очень много трудностей, а факультатив дети посещать, естественно, не будут, - говорит заместитель директора по воспитательной работе СШ №33 Анатолий Прокушин. – Поэтому мы предлагаем тематическую интеграцию - внедрение тем по правам ребенка в каждый школьный предмет. В нашей школе эксперимент с тематической интеграцией идет второй год, а углубленное изучение прав человека в школе началось еще в 2001 году».

По словам Прокушина, в начальных классах у детей - час правовой грамматики, 5-6 классы изучают права ребенка, для 8 классов программа расширена изучением прав человека вообще. Для классов правовой направленности разработан спецкурс. В начальной школе, нарушение прав детей рассматривают на примере сказок, в старших классах правовые темы внедрены практически в каждый предмет.

«Проходя тему миграции населения по географии, можно рассмотреть право человека на передвижение и выбор места жительства. В биологии – происхождение видов говорит само за себя - это право на жизнь. Проходя тепловые двигатели и их влияние на экологию по физике, можно затронуть тему права ребенка на здоровую окружающую среду. Также о правах человека и их нарушениях можно говорить на примере жизни ученых-физиков. Литература – это вообще кладезь примеров попираний прав человека и борьбы за них", - говорит педагог.

Учащиеся СШ №33 отмечают особую школьную атмосферу, когда с учителем можно говорить обо всем на свете, а если вдруг случиться ссора с преподавателем, то каждый ученик твердо знает, что мести со стороны учителя не будет. Это ли не показатель наивысшей ступени детского участия в жизни общества, когда решения, инициируемые детьми, принимаются вместе и на равных с взрослыми?

Социальный педагог поможет?

Для того, чтобы конфликтов в школах было как можно меньше, в каждом учебном заведении должен быть социальный педагог - таков был итог семинара. Не классный руководитель, измотанный чрезмерными нагрузками, не энтузиаст - практикант и не завуч, а именно человек, прошедший подготовку по работе с трудными семьями и получивший соответствующую психологическую подготовку должен разбираться, почему ребенок поступил так, а не иначе.

Пилотный проект, запущенный в Аламединском районе, дал первые положительные результаты. За три года работы социальным педагогом, Людмиле Харьковой удалось исправить здесь положение во многих семьях. Одного своего подопечного, Людмила Владимировна практически вернула в школу - ребенок не учился уже три года, а она смогла вновь усадить его за парту. Другому подопечному помогла оформить опекунство.

– Скольким людям я помогла, не считала – многим. Я по натуре такая, не могу пройти мимо человека, которому плохо, - рассказывает Людмила Харькова. - Я поняла, что у каждого детского проступка есть причина. Не каждый ребенок в кризисной ситуации сможет себя защитить. Кто-то, конечно, ответит [на зло], а кто-то замкнется в себе или пойдет даже на суицид».

Педагогический стаж у Харьковой – 25 лет, социальный педагог - ее второе образование. По словам педагогов, Аламединский район стал показателем того, как социальный педагог может помочь школам. Сейчас уже можно сказать, что результаты громадные. Учителя взглянули на детей и их родителей другими глазами.Как отметила Харькова, далеко не каждый учитель сможет стать социальным педагогом, а «только человек с пониманием жизненных трудностей, обладающий определенным жизненным опытом». "Социальный педагог выявляет причины детских поступков, работает не только с детьми, но и с учителями, родителями, - говорит Людмила Владимировна. - Мой опыт говорит, что с помощью социальных педагогов можно было бы решить многие проблемы"

ИринаКУЗНЕЦОВА, Voice of Freedom, Бишкек

 

 

 

 

 

Назад к списку