Школьный рэкет: бездействие смерти подобно

21. 04. 2009

Интересная в стране складывается ситуация. Все признают, что в республике процветает школьный рэкет, но никто не знает, как искоренить это зло. Да, проблема сложная, требующая многих усилий для ее разрешения, но пока взрослые пытаются отгородиться от нее, ежедневно страдают наши дети. ИА «24.kg» решило собрать «с миру по нитке» мнение самых разных людей о том, что следует предпринять в первую очередь уже сегодня, не пытаясь отгородиться от наболевшего.

Уктомхан Абдуллаева, вице-премьер-министр КР:

- Для искоренения школьного рэкета необходимо в корне менять воспитательную работу не только среди детей, но и родителей, вырабатывать у подрастающего поколения истинные ценности: любовь к Отечеству, уважение к национальной символике, бережное отношение к человеку, к своему товарищу. Раньше этому учили пионерская и комсомольская организации. Сегодня можно было бы возродить подобные по сути объединения молодежи и детей.

Кроме того, необходимо менять и саму систему среднего образования. Пора отказываться от ненужных предметов, увеличивать штат психологов, социальных работников. Сегодня во всех школах не хватает завучей по воспитательной работе. К сожалению, не все средние учебные заведения могут себе позволить сотрудников службы безопасности. Одним из решений могло бы стать создание таких служб, финансируемых из госбюджета, в каждой школе. Данную проблему мы планируем вынести на очередное заседание Совета безопасности.

Абдылда Мусаев, министр образования и науки КР:

- Совместно с Министерством внутренних дел КР мы разработали план мероприятий по борьбе со школьным рэкетом. Для работы с детьми МВД предоставляет нам инспекторов, участковых. Кроме того, сегодня следует поощрять заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей экономически, то есть увеличивать плату за проведение внеклассной работы. Планируем ввести в школах должность социальных и школьных инспекторов, работа которых непосредственно будет направлена на борьбу с рэкетом в учебных заведениях.

Гульнара Дербишева, депутат Жогорку Кенеша КР:

- Самая главная проблема – безнаказанность. Истории эти по обыкновению пытаются замалчивать, они не получают общественного резонанса: родители рэкетиров подкупают пострадавших, и те, порой запуганные, забирают заявления. Поэтому необходимо разработать поправки в законодательство об уголовной ответственности родителей за нарушение законов их несовершеннолетними детьми. Вероятно, следует провести выездные показательные суды. При этом надо поддерживать, а не наказывать огульно, не рубить с плеча, не увольнять с должности директоров школ, которые признают наличие вымогательства в своем учебном заведении, чтобы они могли поработать над проблемой и действительно искоренить рэкет.

Стоит отметить, что сегодня утеряна ответственность родителей за поведение детей, а также ослабла воспитательная цепочка дети – школа - родители. Сказывается и негативное влияние на психику детей повсеместная пропаганда на ТВ, в бульварной литературе насилия, романтизации криминальных структур, нравственной распущенности.

Нурбек Толбашиев, капитан милиции, старший инспектор Первомайского РОВД:

- Самый главный метод борьбы со школьным рэкетом – это выявление лидеров группировок среди детей, которые занимаются вымогательством денег, сотовых телефонов, дорогих вещей. Зачастую этим занимаются дети из неблагополучных семей, которые окружают себя так называемыми «торпедами» - физически крепкими ребятами, готовыми вступить в драку при необходимости. С такими лидерами надо проводить индивидуальные беседы, выявлять, в каких условиях они живут. Если не помогает, разговаривать с родителями, разъяснять, чем занимается их ребенок. Если же и это не помогает, следует выбрать совершенно противоположную тактику и… поощрять их, а не наказывать. Назначать старостами класса или, например, ответственными за работу спортзала. Практика показала, что таким образом дети продолжают самоутверждаться, только уже в правильном русле, на позитивной почве. А наказывать уголовно – это тоже не выход, ведь мы имеем дело с детьми.

Сегодня, к сожалению, не хватает инспекторов по делам несовершеннолетних. На одного инспектора приходится по 2 школы, а это около 2,5 тысячи человек. Трудно уследить за всеми трудными детьми. Вот если бы назначили по 1 инспектору на школу, стало бы проще. Но, несмотря на это, мы пытаемся бороться с рэкетом доступными методами. Например, в 2008 году организовали поездку лидеров группировок в одну из детских колоний. Показали камеры, в которых содержат преступников, побеседовали с детьми. И вы знаете, у некоторых из тех, кто больше всего «выпендривался», от страха перед увиденным даже кровь из носа пошла. Это неудивительно, ведь они увидели совсем другую сторону жизни, столкнулись с тяжелой тюремной атмосферой.

Кроме того, силами самих инспекторов сняли фильм «Потерянное детство» о беспризорных и трудных детях, малолетних преступниках, чтобы демонстрировать его в школах. Некоторые ученики даже плакали после просмотра, так он тронул детские сердца. Стоит отметить, что такого рода акции очень эффективны в борьбе с таким порочным явлением, как школьный рэкет.

Алексей Утешов, учитель истории школы-гимназии № 61:

- Полностью искоренить школьный рэкет невозможно. Но можно с ним бороться. Один из таких инструментов – хорошая служба безопасности. Но я имею в виду не тех двух человек, которые просто сидят внутри здания, а действительно работают. Охранники в нашей школе по определенным часам совершают обход не только здания по периметру, но и за его пределами, а также появляются в местах скопления молодежи, чтобы в случае чего на месте решать возникающие конфликты. В целом же необходимо усилить работу сотрудников правоохранительных органов, которые должны научиться относиться к детям по-отечески.

Кроме того, в школах остро требуются хорошие психологи. Другой вопрос: где их взять? У нас сейчас настоящих специалистов – раз, два - и обчелся. А те, что остались в школах, либо подрабатывают учителями, что запрещается по определению, ибо по положению психолог не должен выступать в роли учителя, должность которого предполагает определенную дистанцию, либо просто некомпетентны. Вот вам и задание правительству – готовить хороших специалистов, у которых дети действительно смогут найти моральную поддержку. Важна, конечно, и роль классных руководителей, которые, в идеале, должны знать проблемы всех детей. Но тогда такой труд, а это большое поле деятельности, государство должно и оплачивать в полной мере, а не давать чуть меньше 1 тысячи сомов в виде надбавок к зарплате.

Кроме того, знакомить ребенка со своими правами надо уже в начальных классах. Несколько лет назад ряд НПО разработал очень хорошие пособия для школ по правам детей, но соответствующие министерства так и не смогли их внедрить в практику.

Никита Коваленко, ученик гимназии № 61, член школьного Совета по профилактике правонарушений:

- В 2008 году у нас произошел случай, когда один старшеклассник стал требовать деньги с ученика младшего класса. В качестве наказания за такое поведение его на неделю отстранили от занятий. В нашей гимназии такая мера является суровым наказанием. В результате он просто мог не сдать все нормативы по предметам и быть исключен из школы. Мы дали ему испытательный срок, в рамках которого проверяли, перестал ли он заниматься рэкетом. Видимо, он понял, что может вылететь из школы, и образумился. Подобный опыт можно было бы внедрить и в других учебных заведениях.

Назгуль Турдубекова, руководитель Общественного фонда «Лига защитников прав ребенка»:

- Проблему необходимо решать комплексно - вместе с родителями, детьми, администрациями школ. Самое главное – правильно организовать воспитательный процесс. Ведь в стране есть школы, где нет рэкета. Просто в них постоянно проводится работа с детьми. Да и чем компактнее школа, тем меньше случаев рэкета в ней, поскольку тогда педагогам проще следить за каждым ребенком. Однако зачастую мы говорим только о рэкете среди детей, но забываем о поборах со стороны самих учителей. Все мы знаем, что существуют так называемые легальные и нелегальные сборы на нужды школы. Мы сталкивались со случаями, когда тем детям, родители которых отказываются платить, из-за давления администрации приходилось покидать учебное заведение. По мнению многих детей, с которыми мы общаемся, учителя лучше относятся к тем школьникам, которые учатся в коммерческих классах.

Однако одними призывами о нравственности ситуацию не изменить. В школу должны прийти умные, профессиональные специалисты, которые не будут мириться с таким положением. А придут они только в том случае, если получат за свой нелегкий труд достойную оплату. Ведь учителя – живые люди, им тоже надо заботиться о своих семьях. А пока директорам школ приходится держаться за тех, что есть, а это не самые лучшие кадры. Поэтому поднятие престижа профессии преподавателя стоит в ряду первоочередных задач государства.

Айзада КУТУЕВА, ИА «24.kg».

 

 

 

 

 

 

Назад к списку