Эксперты, учителя и директора школ Кыргызстана приняли резолюцию по снижению уровня конфликтов в системе образования.

20. 02. 2015
Эксперты, учителя и директора школ Кыргызстана приняли резолюцию по снижению уровня конфликтов в системе образования.

Общественный фонд «Лига защитников прав ребенка» провел Конференцию «Укрепление единства народа и межэтнических отношений в системе образования Кыргызской Республики: проблемы и перспективы», целью которой являлось рассмотрение реализации Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений сфере образования, а также мер по предотвращению конфликтных ситуаций в детской и молодежной среде, строительства культуры мира и ненасилия.

Участниками конференции стали международные и местные эксперты, директора школ, заучи и учителя из всех регионов Кыргызстана, а также представители НПО и государственных структур, осуществляющих деятельность в данном направлении. 

Конференция была организована при технической поддержке Посольства Великобритании в Кыргызстане в рамках проекта «Повышение потенциала по предотвращению конфликтов в КР», соорганизатором конференции выступило Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН для ЦА). Мероприятие состоялось 18-19 февраля 2015г.

В ходе мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:

Реализация Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в системе высшего и среднего образования в КР;

Результаты рассмотрения национальных докладов и рекомендации в межэтнической сфере Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации и Совета ООН по правам человека в рамках процедуры Универсального периодического обзора;


Ситуация в школах по урегулированию конфликтного потенциала в общеобразовательных учреждениях КР;

Успешные практики снижения конфликтного потенциала среди населения и в школах посредством медиации.

В завершение конференции группа экспертов совместно с участниками обсудили основные вызовы, стоящие перед страной в сфере молодежной политики и политики по снижению уровня конфликтов, и выработали рекомендации сторонам,  вовлеченным в реализацию Концепции.

 Резолюция

Конференции «Укрепление единства народа и межэтнических отношений в системе образования Кыргызской Республики: проблемы и перспективы»

18-19 февраля 2015 года, г. Бишкек

Участники конференции, целью которой являлось рассмотрение реализации Концепции «Укрепления единства народа Кыргызстана  и межэтнических отношений в КР» (далее Концепции) в сфере образования, а также мер для предотвращения конфликтных ситуаций в детской и молодежной среде, строительства культуры мира и ненасилия,

заслушав и обсудив выступления представителей власти и доклады международных и национальных экспертов о реализации Концепции в сфере  образования и ее роль в предотвращении и урегулировании конфликтных ситуаций;

принимая во внимание, что все государственные ведомства несут обязательства по выполнению плана по реализации Концепции, а ее реализация в области образования  обеспечивает универсальное право каждого ребенка на условия, необходимые для его развития, включая право на жизнь в стабильном и мирном обществе, где уважаются принципы равноправия и социальной инклюзии;

учитывая, что сфера образования, включая раннее развитие детей, становится одним из ключевых приоритетов человеческого развития в республике,

понимая необходимость совместного поиска эффективного решения проблем в отношении равного доступа к образованию для устойчивого развития, преодоления конфликтных ситуаций и искоренения всех форм дискриминации;

признавая наличие различных конфликтов на локальном или региональном уровне, в которые вовлекаются молодежь и дети

подчеркивая, что одним из главных условий реализации Концепции является активное взаимодействие органов власти и гражданского сектора,

соглашаясь с тем, что образование, в особенности основанное на принципах инклюзивности и непрерывности, – это основной инструмент формирования культуры толерантности, взаимного уважения, признания, взаимопомощи,

рекомендуют сторонам,  вовлеченным в реализацию Концепции:

провести  в конце 2015 года общенациональную конференцию по результатам реализации Концепции, с публичным представлением отчетов всех ведомств, ответственных за реализацию Концепции
разработать механизм мониторинга и провести оценку реализации Концепции
детально пересмотреть и скорректировать план мероприятий по реализации Концепции с четкой формулировкой индикаторов и ожидаемых результатов;
внести изменения в нормативную базу, связанную с образованием новую терминологию, отражающую изменения в системе, инициированные при реализации Концепции, такие как многоязычное образование, многоязычная школа и т.д.
разработать гибкие схемы финансирования в системе образования с целью стимулирования воспитательной и учебной работы в области продвижения многоязычного образования, культуры мира и ненасилия;
ввести обязательную общественную экспертизу образовательных стратегий и программ, а также учебников и учебных материалов, на стадии их разработки, реализации, мониторинга и оценки с точки зрения соответствия международным обязательствам по продвижению прав человека, гендерного равенства и предотвращения конфликтов, межэтнической толерантности и поддержки культурного и языкового многообразия;
проводить регулярный мониторинг содержания и процесса образования на предмет выявления ксенофобии, дискриминационных практик и конфликтогенных вопросов в стандартах, учебных программах, учебниках, учебно-методических материалах и образовательной среде;
расширять партнерство государственных органов и организаций гражданского общества для реализации Концепции, включая использование механизмов государственного заказа, в целях планомерного и целевого использования бюджетных средств;
совершенствовать механизмы и формы обеспечения участия организаций гражданского общества, в том числе, представляющих интересы маргинальных, уязвимых групп, меньшинств, включая этнические сообщества, в процессах разработки, реализации, мониторинга и оценки программ и проектов в области образования;
внести изменения в квалификационные требования к работникам системы образования на уровне их подготовки и переподготовки, учитывающие профессиональные компетенции, направленные на предотвращение и разрешение различных конфликтов и кризисных ситуаций, формирование культуры мира и ценностей многообразия, а также ввести квалификации, учитывающие навыки преподавания на нескольких языках;
ускорить внедрение ваучерной системы повышения квалификации, с участием частно-государственного партнерства  для работников системы образования
изучить опыт Совета Европы по системной работе в школах в области гражданского  образования и имплементировать лучшие практики в систему образования КР
разработать и принять государственную программу по предотвращению и разрешению конфликтов с привлечением МОиН, МВД и ГАМСУиМО, с целью формирования безопасного образовательного пространства.

Назад к списку