Коалиция гражданских инициатив реформирования социальной защиты распространило обращение к Председателю Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Келдибекову А.К.

24. 02. 2012

 

В своем обращении к Ахматбеку Келдибековичу, Коалиция гражданских инициатив реформирования социальной защиты  подняла следующие вопросы: 

1.  Почему проект бюджета не предусмотрел финансирование мероприятий по реализации стратегии развития социальной защиты? В частности повышение размеров пособий до крайней черты бедности малообеспеченным семьям, имеющих детей, проигнорировано Правительством Кыргызской Республики. 

Впервые в истории независимого Кыргызстана разработана и принята стратегия социальной защиты.  Стратегия  была разработана простыми сотрудниками социальной защиты совместно с неправительственными организациями, экспертами исходя из нужд и потребностей пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и семей из крайне бедных семей и др. уязвимых групп населения.

Правительство, в очередной раз, заявило о принятии стратегического документа, неподкрепленного финансовыми средствами. Т.Е., стратегия осталась сама по себе как бумага, а деньги не понятно на что: на компенсации митингующим, на питание в домах - интернатах и тому подобное. Ни одно предложение стратегии социальной защиты не вошло в проект бюджета.

Неэффективная социальная защита – это источник многих негативных социальных явлений. В 88% случаях несовершеннолетние из малообеспеченных семей совершают кражи, грабежи и разбойные нападения.   95% детей, находящихся в интернатных учреждениях имеют родителей. Помещение ребенка в интернат является единственным решением для малообеспеченной семьи. При этом на содержание одного ребенка в интернате государством направляется от 4 до 11 тысяч сом в месяц.   Дети систематически подвергаются насилию и испытывают пренебрежение в интернатах и детских домах.

Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется по «остаточному принципу», без учета официально признанного стандарта уровня жизни – прожиточного минимума. Финансирование из республиканского бюджета на пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей, составляет от 0,4 до 0,6% от ВВП. При этом в международной практике на поддержку малообеспеченным семьям направляется до 2% от ВВП.

Статьей 27 Конституции Кыргызской Республики предусмотрена социальная помощь уровнем не ниже прожиточного минимума.  Сегодня можно сказать, что проект бюджета антиконституционен.

Мы требуем   дополнительно предусмотреть в 2012 году 320,2 млн. сомов для полной и своевременной выплаты пособий детям из малообеспеченных семей уже обещанных правительством. Требуем повысить Гарантированный минимальный доход до 580 сом, что позволит увеличить средний размер пособий до 500 сомов, что составляет 11,5% от прогноза прожиточного минимума на детей (4345 сом) или 39% от прогнозного уровня черты крайней бедности (1270 сом).

2.  Почему Правительство Кыргызской Республики не хочет признать труд родителей, ухаживающих за детьми инвалидами? Почему в социальном государстве нет денег на стратегию социальной защиты, где  предусмотрена оплата труда лицам, ухаживающим за детьми инвалидами?  Почему деньги республиканского бюджета направляются на компенсации и новые пособия участникам апрельских, июньских, баткенских и других событий? 

В 2010 году расходы на пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей, составили 1,42% в расходах от государственного бюджета. На социальные пособия нетрудоспособным гражданам нашей страны (детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья, др.) было направлено 1,38% от государственного бюджета. А на денежные компенсации взамен льгот было направлено 3,1% от государственного бюджета. Были дополнительно включены категории получателей пособий, пострадавших в апрельских и июньских событиях, на что было затрачено средств налогоплательщиков 262 млн. 300 тыс. сом(справочно: данные результатов анализа государственных расходов на социальный сектор, проведенного Центром социально-экономических исследований в КР). Вы на государственном уровне, такой системой социальной защиты, финансовым обеспечением  поощряете проведение митингов и акций протеста.   Чтобы Вы нас услышали, мы должны выйти со своими детьми инвалидами на митинги или сделать новую социальную революцию.

Мы требуем, чтобы в бюджете был отражен и признан общественно значимым  труд матерей, ухаживающих за детьми с ограниченными возможностями здоровья. Им нужно платить заработную плату, а не социальное пособие. Это политически важно. Нужно признать неоценимый вклад наших матерей, ухаживающим за детьми с ограниченными возможностями здоровья, заложить механизмы пенсионного и медицинского страхования. Таким образом, вы подтверждаете делами те лозунги, которые раздаются нашими политиками, что лица с ограниченными возможностями – это стратегический потенциал для развития нашей страны, а не просто бремя.  На это потребуется из республиканского бюджета в год 480 млн. 720 тыс. сом, если учесть, что количество детей с ограниченными возможностями составляет 20 тысяч, а заработную плату предусмотреть в размере 2000 сом.

3.  Как Правительство планирует развивать социальные услуги, заявив об деинституционализации, укреплении и поддержки семьи, не предусмотрев ни тыйына на поддержку центров дневного пребывания, реабилитации для пожилых и ЛОВЗ, для детей в трудной жизненной ситуации?  Почему Президент нашей страны поднимает важные вопросы укрепления и поддержки семьи, а Правительство хочет направить средства на поддержку интернатов? 

Мы поддерживаем инициативы Президента и готовы помочь Правительству Кыргызской Республики в развитии альтернативных форм работы с семьей в трудной жизненной ситуации, с одинокопроживающими пожилыми и ЛОВЗ.   Мы готовы совместно с Правительством разработать стандарты данных социальных услуг и механизмы их финансирования. Но необходимо предусмотреть в проекте бюджета финансирование пилотных моделей в 2 центрах дневного пребывания пожилых и взрослых ЛОВЗ по 1 млн. сом, а также аналогичная сумма должна быть направлена на пилотное финансирование 2 центров для детей ОВЗ, 2 центров для детей и семей в трудной жизненной ситуации, включая проблемы насилия в отношении детей, 1 центра для бездомных.  

Таким образом, не нужно направлять 127,6 млн. сом на повышение норм питания и ремонт в домах-интернатах, детских домах, а нужно направить всего 7 млн. сом на финансирование 7 пилотных центров, оказывающих социальные услуги уязвимым категориям граждан.

4.     С какой целью Министерство финансов не предусмотрело повышение пособий инвалидам старше 18 лет?  

С 2009 года детям с ограниченными возможностями здоровья стали поднимать размеры социальных пособий. Сегодня размеры достигли 3000 сом, но по достижении 18 лет их положение ухудшается. А с 18 лет инвалиды с детства получают пособия по группам инвалидности, что составляет от 1000 сом до 2000 сом. В бюджете следует предусмотреть повышение размеров социальных пособий до 2000 сом инвалидам с детства 3 группы, 2500 – 2 группы и 3000 – 1 группы. Таким образом, в бюджете следует предусмотреть 189 млн. 700 тысяч сом дополнительно.

Назад к списку