«Реализация Кыргызской Республикой государственной политики по поддержке, семьи, материнства и детей в рамках статьи 10 Международного пакта о социально – экономических и культурных правах»

17. 12. 2012

"Выполняются ли обязательства  Кыргызской Республики в государственной политике по соблюдению экономических, социальных и культурных прав детей,  матерей и семьи?  Включает ли в себя Стратегия устойчивого развития (2013-2017 г.г.)   их защиту?  Реализовываются ли их права в Стратегии развития социальной защиты населения?"

17-18 декабря 2012 года
г. Бишкек , гостиница «Золотой Дракон», конференц-зал

Организаторы:  ОФ «Лига защитников прав ребенка»,  «Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей», «Институт детства», «Innovative Solution Ink»,  ОО «Психическое здоровье и общество»,  ОО «Центр помощи женщинам»,  «Коалиция гражданских инициатив по продвижению реформ социальной защиты»

Партнеры: Нидерландский  хельсинский комитет по правам человека

Коалиция НПО по продвижению прав  и интересов детей и женщин с участием членов Коалиции гражданских инициатив по продвижению реформ социальной защиты в Кыргызской  Республике  провели исследование по соблюдению  экономических, социальных и культурных прав  детей,  матерей  и семьи (ст.10 Международный пакт об экономических , социальных и культурных правах).

Основными выводами  исследования стали:

-  Недостаточность финансирования, например, для реализации СРСЗ в 2012 году дефицит средств составляет 716,4 млн.сомов, в 2013 году необходимо изыскать финансовые средства на сумму 2603,2 млн. сомов;

-   Согласно проекту закона о республиканском бюджете на 2013 год 7 нормативно –правовых актов не имеют финансовой обеспеченности на сумму  2 млн 75 300 сомов. Такая же ситуация с программными документами.

-  Отсутствует  мониторинг  исполнения реализации стратегии  Социальной защиты населения КР. До сих пор не начата работа Координационного совета по мониторингу  СРСЗ;

- Происходит  изменение структуры семьи ( появление полигамных семей, неполных семей, очень высокий процент разводов);

- Миграция, безработица ведут к разрушению семейных связей, появлению детей, не получающих воспитания в семье и т.д.

-   Большое количество бедных семей. По данным министерства финансов КР в настоящее время в Кыргызстане насчитывается 1 миллион 245 тысяч семей. Из них по уровню доходов приблизительно 123 тысячи семей живут за чертой бедности (доход ниже 100 долларов в месяц), а 270 тысяч семей бедные, т.е. 31,5% семей.

- Неэффективность оказываемой помощи. ЕПМС (ежемесячное пособие оп малообспеченности) рассчитанное от ГМД (государственный минимальный доход)  составляет мизерные суммы. С 1 ноября ГМД – 580 сомов, ЕПМС всегда ниже его, т.е. в день на ребенка приходится около 15-17 сомов помощи.

- Растет количество работающих детей. Дети используются  на низкооплачиваемой, неквалифицированной работе;

-  Дети подвергаются  эксплуатации   собственными родителями и руководителями интернатных учреждений;

- Отсутствует доступ к образованию, получению специальностей, существует только одна вечерняя школа;

-  Отсутствует должный  мониторинг исполнения норм закона, невозможность привлечения к ответственности ;

- Отсутствие принципа участия;

- Отсутствуют конкретные индикаторы результативности и успешности  выполнения  каждой задачи и т.д.

- Цели и задачи сформулированы как процесс, и не ориентированы на результат .Многие задачи программ и стратегий остаются декларативными для исполнителей

Статья 10

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что:

1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак.

2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

На данном мероприятии примут участие: депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Администрация Президента КР,  члены Правительства КР, представители Аппарата Правительства Кыргызской Республики, представители гражданского общества,международные организации.

Рекомендации по поддержке  института семьи

Жогорку Кенешу:

В формате законодательной  функции-

—  Определить орган\институт ответственный за реализацию госполитики по поддержке семьи;

—  Усилить ответственность органов (государственных, МСУ )  за отсутствие госрегистрации брака у лиц, проживающих на их территории;

—  Ввести запрет и ответственность за религиозное освещение брака без наличия госрегистрации брака;

—  Внести изменения в Уголовный кодекс  (ст. 154, 155 перевести в ст. 123 «Похищение человека») и Уголовно-процессуальный кодекс (перевести частный характер обвинения в «умыкании девушек» в публичный).

В формате контрольной функции-

- Осуществить  контроль за исполнением Правительством международных обязательств ( ст.10 МПСЭП) и национального законодательства, в которых имплементированы нормы МПСЭП.

Рекомендации по защите детей

- Привести законодательство в области социального обеспечения в соответствии с Конституцией КР

- Законодательно закрепить нормы позволяющие привлечь к ответственности за эксплуатацию детского труда

- Предусмотреть в бюджете на 2013-2014 гг увеличение пособий ЕПМС до уровня черты крайней бедности

- Принять постановление Правительства о порядке выявления, сопровождения и мониторинга детей и семей в трудной жизненной ситуации.

- Определить Министерство социального развития, как уполномоченный орган по работе с детьми, подверженных детскому труду.

- Открыть центры поддержки семей и детей в трудной жизненной ситуации с предоставлением юридических, психологических услуг и услуг социальных работников

-Повышать потенциал работников РУСЗ

- Проводить регулярную деятельность по информированию населения о государственных социальных услугах.

По охране материнства

Выводы

Сформирована модель когда между женщиной и государством своеобразный контракт ,когда женщина выполняет репродуктивную функцию, обязанности по содержанию и воспитанию детей, а государство обязано контролировать и обеспечивать этот процесс.

Человеческое измерение не стало  парадигмой государственных стратегий и программ, а также бюджетных процессов. Фрагментарность и разрозненность политик и институтов по обеспечению  материнства.

Рекомендации:

Разработка  социально ориентированных политик труда и занятости с фокусом на поддержку  беременных женщин и работающих матерей.

Создание системы преференций  для социально ориентированных предприятий, поддерживающих политику материнства.

Для информации:

-Государственная политика - целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер с использованием имеющихся ресурсов и следующих методов воздействия:

*      1. правовых,
*      2. экономических,
*      3. административных.

Контакты для информации : 0772398474, 0312662587, nazgul.turdubekova@gmail.com 

Назад к списку